Маргарита Январьевна Алексеева проработала в лицее
(тогда еще школе III ступени) только один год, но какие теплые воспоминания
она оставила о себе в сердцах ребят первого набора! Будучи аспиранткой
ЯГУ и работая учителем истории и обществоведения в Нюрбинской средней
школе №2, она охотно приняла предложение С.Н. Федоровой перейти работать
в инновационную школу, хотя понимала, как трудно ей будет: на руках
у нее был грудной малыш.
     Маргарита Январьевна сразу же была назначена заведующей кафедрой гуманитарных
наук. С большим энтузиазмом она принялась за работу: проводила заседания
кафедры, вместе с учителями обсуждала насущные проблемы и составляла
планы работы кафедры на год, планы грамотные, четко разработанные, научно
обоснованные. Вообще вся документация у неё была систематизирована,
"разложена по полочкам", все было четко, грамотно и аккуратно
сделано. Никакой разбросанности и расплывчатости, которые иногда присущи
нам, гуманитариям.
     Может быть, к четкости и аккуратности её приучила работа в археологических
экспедициях, в которых она участвовала еще будучи студенткой истфака
ЯГУ. Закончив исторический факультет, она работала историком в школах
республики: приходилось вслед за мужем, партийно - комсомольским работником,
переезжать с места на место
     Я помню, как её любили девчонки в одиннадцатом гуманитарном классе.
История была их любимым предметом. Каждый её урок был для них праздником
в прямом смысле этого слова. Но уроки были праздниками и для Маргариты
Январьевны. И когда она входила в класс, красивая, вся нарядная и ухоженная
до кончиков ногтей, с красивой прической, в самой модной обуви, - класс
замирал. И как она, мать двоих детей, все успевала?! Но можно быть красивой
и… холодной. А Маргарита Январьевна вся лучилась теплом: каждый урок
она проводила на одном дыхании, с улыбкой на лице. От этой улыбки светлели
лица ребят, а девчонки старались ей подражать. Сама Маргарита Январьевна
говорила: "Я нигде не чувствую себя так легко и хорошо, как в классе,
с ребятами".
     Она учила ребят конспектировать первоисточники по истории, требовала
от завуча ввести библиотечные полдня (детям надо больше читать!), она
приучала их к точности: приносила на урок песочные часы и заставляла
давать аргументированный ответ или обосновывать свой ответ в строго
отведенное время, ни одной лишней минуты! Как историк, она знала цену
Времени и приучала ребят бережно с ним обращаться.
Еще я помню её открытые уроки. Часто это были уроки контроля знаний
учащихся. Но это были не такие уроки, на которых дети, вызубрив все
наизусть, четко и бойко отвечают на вопросы учителя. У неё они тоже
хорошо отвечали, но не ей, а друг другу, причем по несколько раз за
урок и по разным темам. Она учила их мыслить, а не просто заучивать
даты и факты. А мы, учителя, учились у неё формам организации и проведения
зачетных и других форм нестандартных уроков.
     Из первого выпуска Оля Егорова поступила на юридический факультет, а
Миша Назаров - в Высшую школу милиции в г. Хабаровске.
Маргариту Январьевну любили и десятиклассники первого набора. И когда
она по семейным обстоятельствам переехала в 1994 году в г . Якутск,
все страшно огорчились и долго привыкали к новому учителю.
     В г. Якутске Маргарита Январьевна стала работать преподавателем истории
в Якутской республиканской национальной гимназии. Продолжила учебу в
аспирантуре, защитила кандидатскую диссертацию.
     Я очень рада, мне пришлось работать вместе с таким замечательным учителем
и человеком, как Маргарита Январьевна Алексеева.