Социально-оздоровительная кафедра Нюрбинского технического
лицея была организована в 1995 году. Первым руководителем кафедры
была назначена Бойко Светлана Дмитриевна - отличник народного образования
РСФCР, кавалер ордена Трудовой Славы III степени, учитель высшей категории,
учитель учителей, ветеран педагогического труда.
     Кафедра осуществляла связь семьи и школы, пропагандируя методы воспитания
детей в семье, оказывала помощь учащимся в социальной адаптации в
новых условиях, особенно лицеистам из наслегов. Одной из важнейших
задач кафедры было воспитание сознательного отношения к укреплению
своего здоровья, осознание роли физического воспитания в сохранении
здоровья.
     Несмотря на отсутствие спортивного зала, преподаватели физкультуры
- Степанов Валерий Гаврильевич и Новрузов Виктор Кулиевич - приложили
немало сил, чтобы учащиеся занимались во всех спортивных секциях,
а также принимали активное участие во всех проводимых в улусе спортивных
соревнованиях. Валерий Гаврильевич с первых дней открытия интерната
до сих пор занимается с детьми, проживающими в интернате, утренней
зарядкой и оздоровительным бегом.
     Школьная психологическая служба (руководитель Григорьева Кюна Егоровна)
способствовала психическому, личностному и индивидуальному развитию
лицеистов. С помощью психодиагностики, психопрофилактики и психокоррекции
создавался благоприятный климат в лицее.
     С 1998 года руководителем кафедры работала ветеран педагогического
труда, отличник образования РС (Я) Евсеева Евдокия Гаврильевна - творческий,
имеющий большой жизненный опыт преподаватель. Под ее руководством
на нашей кафедре была поставлена на более высокий уровень работа с
родителями, были созданы Совет отцов, Совет матерей, проводились родительские
лектории, семинары, конференции, спортивные соревнования среди учителей
и родителей.
     В настоящее время социально-оздоровительная кафедра - это педагогическая
система, в которой существуют методики, обеспечивающие психолого-медико-социальное
сопровождение учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика
состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа
жизни лицеиста, коррекционная и реабилитационная работа по медицинским
показателям с каждым лицеистом индивидуально, формирование личностных
концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции
эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях. Проводится
мониторинг здоровья лицеистов: диагностика соматических, физических,
психических и функциональных возможностей. Одной из важнейших задач
нашей кафедры является создание таких условий для учебы, которые могли
бы обеспечить высокую работоспособность учащихся во время учебных
занятий, позволили бы снизить утомление и избежать переутомления.
Установившиеся связи между обучением и здоровьем обеспечивают качественный
сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.
С.Н. Иванова, фельдшер лицея.
Как быстро летит
время!
     Кажется, совсем недавно было открытие новой школы, радостные лица
учащихся и родителей, сосредоточенные, серьезные учителя.
     С первых дней работы лицея администрация школы уделяла большое внимание
физическому развитию учащихся. Сама организация учебного процесса
и система поощрения способствовали тому, что к урокам физической культуры
учащиеся относились с большой серьезностью. В данное время преподаватели
физкультуры больше внимания уделяют физической подготовке учащихся,
повышению эффективности уроков за счет парных уроков, приему контрольных
нормативов и зачетов у выпускных классов (9 и 11 кл.). Улучшению физического
воспитания учащихся способствует внедрение внеурочных индивидуальных
занятий: это и выполнение домашних заданий по развитию физических
качеств, и посещение спортивных секций, и участие в спортивных соревнованиях.
В нашем лицее стало традицией проведение массовых весенних и осенних
легкоатлетических кроссов, проведение внутришкольных соревнований
"День прыгуна", "День лыжника", прием контрольных
нормативов по физкультурному комплексу "Эрэл", проведение
"Недели спорта". Обучение в лицее предъявляет к организму
учащихся высокие требования. Это связано с воздействием на учащихся
ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, это большая статическая
нагрузка, во-вторых, - необходимость усвоения значительного количества
разнообразной информации и напряжение зрительного аппарата при чтении,
письме, работе на компьютере. Эти факторы создают предпосылки для
развития у учащихся нарушений осанки, зрения, накоплению избыточной
массы тела.
     Учитывая специфику школы, преподаватели физкультуры ставят перед собой
следующие задачи:
     - В осеннее и весеннее время проводить уроки физкультуры на свежем
воздухе.
     - Использовать на своих уроках элементы гимнастики для мозга, для
позвоночника, для глаз и самомассаж.
     - Систематически проводить беседы для родителей по физическому воспитанию
в условиях семьи.
     - Провести как можно больше массовых оздоровительных мероприятий.
Но только одним совершенствованием школьной физкультурной практики
проблему здоровья учащихся не решить.
     Сегодня трудно привлечь учащихся к регулярным занятиям физкультурой
и спортом. Старые подходы к решению данной проблемы, основанные на
принуждении, сейчас не годятся. Более действенной в наших условиях
может быть система физической культуры, которая предусматривает воспитание
внутренней потребности каждого учащегося в занятиях спортом, чтобы
они ощутили и осознали полезность таких занятий на себе. При этом
слово "воспитание" должно иметь важное значение, так как
в жизни воспитание определяет здоровье. В условиях Севера, где продолжительность
зимы 7-8 месяцев, двигательная активность детей ограничена, и в холодное
время гиподинамия достигает своего максимума. В таких условиях от
нас требуется уделять максимальное внимание здоровью учащихся, привлекать
к этому весь педагогический коллектив, родителей.
     В нашей школе учителями физической культуры работали Новрузов Виктор
Кулиевич (1993-1995 гг.), Саввинов Ян Николаевич (1997-1998 уч.г.),
Саввинов Петр Иванович (1998-1999 уч.г.), с 2000 г. работает Саввинов
Егор Васильевич.