Кафедра гуманитарных наук была создана с первых дней
работы лицея. Очень быстро она стала одной из ведущих кафедр, так как
в лицее наряду с техническими классами были открыты классы гуманитарные
с углубленным изучением якутского языка и литературы, русского языка
и литературы, английского языка, истории и обществознания.
     Гуманитарное образование в лицее представлено расширенными
курсами русской и родной литературы, углубленным изучением языков и
истории; введением спецкурсов "Правоведение", "Политология",
"Человековедение", "Журналистика", "Психология
общения" и факультативов "Русское правописание", "Стилистика
русского языка", "Художественная литература Англии и США",
"История Англии".
     Основная цель работы кафедры гуманитарных наук - воспитание
высокоразвитой, духовно богатой личности с учётом её личностно-индивидуальных
особенностей.
     В течение ряда лет кафедра работала над проблемами
личностно-ориентированного обучения, над созданием условий, способствующих
самостоятельной работе учащихся, развитию их творческих способностей,
самоопределению, духовному росту.
     Русский философ В.В. Розанов сказал: "Человек
именно в индивидуальности своей несёт свой существенный особый смысл;
в ней же лежит и родник всякого духовного творчества". Эта мысль
была положена в основу учебной и воспитательной работы преподавателей
кафедры. Но индивидуализация обучения более эффективна, если учащиеся
приучены работать сообща. Именно в процессе совместной работы, сотрудничества,
кооперации учащиеся не только учатся добывать знания, но и приобретают
определенные навыки умственного труда, учатся рассуждать, логически
мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения и т.д. И поэтому
сейчас кафедра работает над новой методической темой: "Проектная
деятельность на уроках предметов гуманитарного цикла".
     Проект (по любому предмету) дает возможность учащимся
выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной
форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью
и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми
комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями,
картой, подбором музыки, постановка спектаклей и т.д. В процессе проектной
работы ответственность за обучение возлагается на самого лицеиста как
индивида и как члена проектной группы. А самое главное то, что сам ученик,
а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и
как пройдет его презентация.
     Преподавателями кафедры разработаны модифицированные
программы по истории, английскому языку, русскому языку и литературе,
родному языку. Летом 2003 г. на Дистанционной ярмарке педагогических
разработок по профильному обучению, проводимой Министерством образования
РС (Я) Программа по истории Р.В. Андреева и Программы профильных курсов
по английскому языку В.П. Аляскиной стали лауреатами в номинации "Учебные
программы профильных и элективных курсов".
     Кафедра является одним из центров методической работы
в улусе: каждый год проводятся улусные и региональные семинары, педмастерские
и мастер-классы для преподавателей гуманитарных предметов школ улуса
и региона. Ежегодно преподаватели, обобщая и распространяя опыт своей
работы, участвуют в улусных, региональных и республиканских педчтениях.
     Учащиеся гуманитарных классов являются победителями
и призерами республиканских и региональных олимпиад по гуманитарным
предметам и республиканской научно-практической конференции "Шаг
в будущее".
     За 10 лет работы кафедры гуманитарных наук более двух
десятков выпускников избрали своей специальностью историю, юриспруденцию,
политологию и социологию, 15 человек - русский язык, литературу, журналистику,
16 выпускников - якутскую филологию и национальную культуру, 21 человек
- иностранные языки.
     В первый год работы лицея руководителем кафедры была
М.Я. Алексеева, преподаватель истории.
     Затем четыре года кафедрой руководила В.П. Аляскина,
преподаватель английского и русского языков. После нее пять лет кафедру
возглавлял Р.В. Андреев, преподаватель истории и обществознания. С 2003
г. руководителем кафедры гуманитарных наук вновь назначена В.П. Аляскина.
     В разные годы на кафедре гуманитарных наук в лицее
работали:
·           - преподавателями якутского языка
и литературы С.Н. Федорова, Е.Г. Антонова, А.Ф. Саввинова;
          - преподавателями русского языка и
литературы: В.П. Аляскина, И.В. Егорова, О.С. Петрова, И.М. Николаева,
Н.Д. Иванова, Н.Н. Семенова, С. Н. Яковлева, У.Н. Легусина,
          - преподавателями иностранных языков:
Л.Н. Егорова, С.Д. Бойко, В.Д. Григорьева, С.И. Шилова, С.С. Степанова,
Т.П. Федорова;
          - преподавателями истории и обществознания:
М.Я. Алексеева, Р.В. Андреев, Е.Б. Афанасьев.
     В настоящее время на кафедре работают: А.Н. Ноговицына,
Я.В. Григорьева (русский язык и литература); В.П. Аляскина и А.Н. Шагдар
(английский язык); А.В. Мясоедова и Л.В. Кураева (якутский язык и литература),
Г.Т. Копылова и О.К. Спиридонова (история и обществознание).

     Состав кафедры гуманитарных наук в 2003-04 учебном
году. Стоят слева направо: А.Н. Шагдар, Л.В. Кураева, А.В. Мясоедова,
Я.В. Григорьева, А.Н. Ноговицына Сидят: О.К. Спиридонова, В.П. Аляскина
Г.Т. Копылова
Успешную деятельность кафедры гуманитарных наук в течение 10 лет можно
объяснить рядом принципиальных положений в ее работе:
1. Исходя из принципов природосообразной педагогики, подходить к учащемуся
как к человеку целостному, носителю духовного начала, свободному в выборе
познания и деятельности, нацеленному на саморазвитие и самотворчество.
2. Только гуманитаризация образования и гуманизация педагогического
процесса способствуют развитию индивидуально-особенного в человеке,
его уникальности, самобытности, неповторимости, творческой самореализации
и определению иерархии значимых для него ценностей, что является основополагающим
в становлении личности.
В.П. Аляскина, заведующая кафедрой гуманитарных
наук.